?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Очень люблю макросъемки. У меня в блоге есть много постов посвященных этой теме.
Но каждый раз сталкивался с одной очень неприятной ситуацией - маленькое ГРИП (глубина резко изображенного пространства), проЩе говоря, в фокусе всего несколько миллиметров. Вот у друга нашел статью как с этим бороться. Очень познавательно!

Оригинал взят у vmenshov в Как снять офигенное макро на простейший объектив
Даже Тема Лебедев заценил.



(По клику, как всегда, Яндекс.Фотки, где есть конь-сайз для любознательных)

Итак, как это делается. Пока жертва искусства ожидает своей печальной участи, надеюсь, вы уже опробовали штатив на домашней кошке, закупились остальным оборудованием и даже в кои-то веки провели трезвый вечер. Если вы ничего этого не сделали, то сначала прочтите еще раз мои статьи про стекинг и оборудование для макросъемки. Для блондинок также рекомендую пост про трубу. Она понадобится. А что делать тем, кто готов, и всю теорию уже наизусть выучил?

Первым делом надо реверсивно подключить китовый объектив, с предварительно выставленной диафрагмой. Сначала отключите автофокус и оптический стабилизатор, если он у вас есть. Открутите с него все светофильтры, если продавцы таки впарили вам эти бесполезные UV-стекляшки. Если у вас там стоит действительно полезный полярик, то его тоже придется снять. Теперь пришла пора на место фильтров прикрутить реверсивное кольцо на 58 миллиметров. Подсоедините объектив к камере обычным образом, а не через свежеустановленый переходник. Установите фокусное расстояние линзы в 18 миллиметров, провернув соответствующее кольцо.

Затем установите мануальный (M) или режим приоритета диафрагмы (Av), покрутив колесико зеркалки. Установите диафрагму в F8.0. Как вы уже знаете из моего предыдущего поста, такое значение для кита является оптимальным при съемке стека. Если открыть диафрагму шире, то качество снимка не вырастет, а глубина резкости уменьшится. Если же закрывать ее еще больше, то проявится дифракционный эффект.

После этого нажмите на кнопку предпросмотра глубины резкости, и не отпуская ее, открутите объектив от фотоаппарата. Напоминаю, что для Canon 1100D функцию предварительного просмотра глубины резкости нужно предварительно вынести на кнопку SET в настройках меню. Теперь у вашего отключенного объектива диафрагма принудительно установлена в F8.0. Если вы снова прикрутите линзу к фотоаппарату обычным образом, диафрагма полностью раскроется, поэтому при отсоединении объектива не забудьте повторить предыдущий пункт снова.

Вуаля, настроенный объектив можно подключить к зеркалке задом наперед через реверсивное кольцо. Макромонстр готов. Посмотрите в видоискатель фотоаппарата. Ничего не видно, одна темная муть? Значит, вы все сделали правильно.

Кстати, жертву искусства уже можно ставить в морозилку, если она у вас еще не там.

Для тех, кто отчаялся уже читать, и хочет разнообразия, предлагаю посмотреть процесс настройки объектива на видео:



Теперь приступим к настройке «сетапа». К сожалению, нет пока русского слова для описания сцены с правильно установленным реквизитом, светом и камерой. Возьмите тумбочку или маленький столик, поставьте рядом с ним штатив и отрегулируйте его по высоте так, чтобы установленный на нем фотоаппарат был чуть выше стола.



Притащите старую дедушкину настольную лампу и водрузите ее на стол. Не забудьте в розетку включить. Подключите через реверсивное кольцо объектив к фотоаппарату, если еще не сделали этого, и установите последний на штатив. Подсоедините тросик к камере. Поставьте фокусное расстояние объектива от 24-х до 35-ти миллиметров. Крутаните колесико на режим мануальных настроек (M), установите ISO в 100 (или какой там у вас минимум), баланс белого поставьте на комнатное освещение, это важно. Включите Live View. Темнота? Ну а что вы хотели, это вам не на автомате снимать. Поставьте выдержку в районе двух секунд, тогда черная муть должна смениться коричневой (или около того). Если этого не произошло, экспонометр подскажет, как отрегулировать выдержку правильно. А если эти оба слова для вас ругательные, просто покрутите второе колесо фотоаппарата влево-вправо. Как только чернота пропадет, пора остановиться. Вы все настроили как надо.

Теперь можно достать жертву из холодильника, и закрепить ее на иголке. С жуками и тараканами проще, им можно засунуть иглу под твердые надкрылья, с насекомыми помягче — сложнее. Тут все зависит от вашей брезгливости и тяги к искусству. Можно пробовать канцелярский клей, забить на иголку и цеплять животное за крылья или лапки обмотанным резинкой пинцетом, а можно не побояться, и отважно проткнуть насекомое иглой. Держалку фотомодели нужно закрепить в конструкции, допускающую шесть степей свободы. Для этого отлично подойдет отобранный у ребенка кусок пластилина. Кстати, отраженный от него свет, будет вносить довольно заметную лепту в финальную картину, так что если не хотите цветовых спецэффектов, отбирайте серый. Если высота держалки модели сама по себе маловата, кусок пластилина можно водрузить на подставку. Вот как это выглядело у меня:



Теперь надо навести резкость на модель. Куда руки потянулись? Нет, кольца объектива трогать не надо, это все равно не поможет. Двигайте штатив так, чтобы от кончика линзы до насекомого осталось сантиметров пять. И, о чудо, в режиме Live View должен появиться его немного смутный силуэт. Ура! Можно немного поиграться. Наделайте своих первых мутных мегамакро фоток, станцуйте и спляшите. Ну правда же, крутотень-то какая! Не стесняйтесь, все так делают. Наигравшись, можно начать придумывать композицию. Покрутите держалку модели в объективе, расправьте насекомому второй иголкой лапки, а заодно, удалите с него крупные соринки и подкорректируйте выдержку на камере, чтобы не было пересветов. Кстати, изменить увеличение можно проворачивая кольцо фокусного расстояния объектива только в диапазоне от 24-х до 35-ти миллиметров, иначе без рельс снять не получится. Вот такие варианты получились у меня:



Чтобы вы не делали на данном этапе, освещение будет оставлять желать лучшего. Свет от лампы довольно жесткий, контрастность будет зашкаливать. От этого нас избавит цилиндрический рефлектор, или бумажная «труба для блондинок». Положите ее на стол, под лампу, подоприте Федором Михайловичем Достоевским, и поместите внутрь ее многострадальное насекомое. Заново наведитесь на модель. Теперь, я думаю, вы догадались, почему я рекомендовал настроить композицию заранее. В трубе, загороженной фотоаппаратом, это будет сделать намного сложнее. В общем, должна получиться примерно следующая конструкция:



Модельку на фото не видно, но она есть, там внутри, прямо под центром лампы. Свет в этом случае получится гораздо мягче, хотя может потребоваться некоторая коррекция времени выдержки. Сравните с моим третьим вариантом без трубы:



Со светом все должно быть прекрасно, но фон скорее всего будет ужасен. Чтобы исправить это досадное недоразумение, положите за трубой какую-нибудь темную одежду или тряпку. Черные джинсы, в отличии от белых (Промыч, прости) подойдут, хотя я использовал горнолыжные штаны. Перед фоновой одеждой поместите что-нибудь не бликующее и цветастое, например банную мочалку. У меня их аж четыре штуки разных.

Сетап должен получиться примерно такой:



Повозившись с расположением мочалки можно будет снять что-нибудь типа этого:



«Погоди-погоди, а что это за хрень такая белая, перед фотоаппаратом на предыдущей фотке из тубы торчит?» — мысленно спросит меня внимательный читатель. А это дополнительный отражатель. Мне показалось, что нижняя часть насекомого вышла мальца темновато. И я ее подсветил немного, отраженным от бумажки светом. Так мне показалось лучше:



В общем, все готово для съемки стека. Чтобы сделать последний рывок, включите на фотоаппарате предподъем зеркала. Владельцы совсем уж бюджетных зеркалок могут горестно вздохнуть и пропустить этот пункт. Затем включите Live View и прокрутите объектив до упора вправо, но не совсем до упора, а только за счет хода кольца фокусировки. Фокусное расстояние объектива измениться не должно. Придвиньте штатив к модели так, чтобы самая близкая к вам часть была чуть-чуть в расфокусе. Это нужно потому, что если вы ошибетесь в начальной фокусировке, то после съемки стека это исправить не удастся. Поэтому лучше сначала немного недокрутить, чем перекрутить. Потом проворачивайте объектив влево до тех пор, пока самая дальняя часть насекомого не попадет в фокус. Запомните это положение, и поверните объектив обратно до упора вправо. Проверьте еще раз экспозицию. Главное чтобы не было пересветов. С ними потом тоже, увы, ничего не поделаешь.

Дальше начинается титанический труд, который воспитает в вас терпение монаха. Выключаем Live View, кладем пультик на пол. Жмем на кнопку пульта. Зеркало фотоаппарата поднимется. Ждем где-то секунд пять, пока угаснет вибрация и жмем на кнопку еще раз. У кого зеркало просто так не поднять, обходятся единичным нажатием а кнопку, и молитвами, чтобы все вышло резко. Поздравляю, первый кадр сделан. Теперь проворачиваем объектив влево на четверть-треть риски кольца фокусного расстояния. Лучше недокрутить, чем перекрутить. Больше кадров — не меньше, если пропустите часть объекта по глубине резкости, весь стек придется переснимать заново. Получилось? Хорошо, нажимаем на кнопку, ждем пять секунд, чтобы угасла вибрация, и снова делаем кадр. Опять проворачиваем объектив на четверть риски, делаем еще один снимок, и так далее, и так далее. До тех пор, пока таким образом не провернете линзу до финального положения, которое вы должны были запомнить. Вот как этот процесс выглядит через Live View:



А вот так он выглядит со стороны:



В итоге, листая полученные снимки на экранчике фотоаппарата, у вас должно получиться примерно следующее:



Не пугайтесь, что размер модели уменьшается с каждым кадром. Программы по сборке стека знают про эту особенность, и прекрасно ее корректируют. Но об этом, как-нибудь в следующий раз.

А пока, посмотрите весь процесс съемки заглавной фотографии поста, убыстренный в двадцать пять раз. Как говорили во времена моей юности, в 3D (на самом деле нет) и в тру колор. Что поделаешь, пришлось отъесть пару крошек хлеба у Тимон Тимоныча. Смотреть в HD и на весь экран!



PS. Количество времени, потраченное на создание этого поста, на несколько порядков превышает продолжительность самой съемки долгоносика. Теперь я понимаю, почему хорошие фотографы никогда не пишут статей, а только проводят мастер-классы за большие деньги. Очень хорошо понимаю.


Понравилась статья? Добавляйте в друзья, чтобы не пропустить продолжение.

Еще больше крутых фоток смотрите по тегу «макро».

Комментарии

( 51 комментарий — Оставить комментарий )
dr_van_mogg
29 июл, 2013 19:00 (UTC)
Даже Тема Лебедев заценил.
Покоробило. Тёма – это не авторитет ни в чём. Разве только в торгашеских делах.
ravvinoff
29 июл, 2013 19:05 (UTC)
Текст не мой, авторский. Но реально интересная статья, и плевать кто там рекомендует. Друг хотел весомости придать)
- dr_van_mogg - 29 июл, 2013 19:20 (UTC) - Развернуть
lampika
29 июл, 2013 19:52 (UTC)
Критиканство измерается во внесистемных единицах Тёма (Тё), это очень болшая величина, обычно используют 1/1000 Тёма - милитёма (мТё). Крайне редко у Лебедева критиканство достигает близких к нулю значений. Отрицательные значения у него при нормальных условиях невозможны, и бывают только при огромном давлении и температуре, что произошло недавно в больнице. Однако такое состояние крайне неустойчивое и чревато взрывообразным выбросом критиката в блогосферу.
- ravvinoff - 29 июл, 2013 20:16 (UTC) - Развернуть
vmenshov
29 июл, 2013 22:51 (UTC)
Это зазывалка для топа ЖЖ. Просто так на макро никого не зазовешь, а вот на то что заценил Лебедев, придут очень многие.
- dr_van_mogg - 29 июл, 2013 22:55 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 29 июл, 2013 23:01 (UTC) - Развернуть
- dr_van_mogg - 29 июл, 2013 23:03 (UTC) - Развернуть
sarah_zitserman
29 июл, 2013 19:41 (UTC)
..Оо, давно читала эту статью, а сподобилась попробовать только вчера =)
Но мне было страшно лениво переворачивать объектив, решила отложить "на потом", а пока поэкспериментировала с кольцами.
Нацепила все макрокольца, какие были, получилось очень даже макро.
Дальше штатив-тросик, все так, как полагается (кроме зеркала - 1100 кэнон не умеет приподнимать заранее. Но все равно получалось резко).

И теперь второй день бьюсь со складыванием стека в одну фотографию. Рекомендованные автором статьи программы повели себя хуже, чем фотошоп.
Но и фотошоп в упор не видит резкой области в одном из файлов, поэтому часть картинки вся в мыле...
ravvinoff
29 июл, 2013 20:17 (UTC)
я еще не пробовал и мне еще предстоит колдовать и натыкаться на подводные камни. Вот и хотел бы узнать у друзей о них. Первый озвучен - не складывается
- sarah_zitserman - 29 июл, 2013 21:27 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 29 июл, 2013 21:44 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 29 июл, 2013 23:06 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 29 июл, 2013 23:34 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 29 июл, 2013 23:37 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 29 июл, 2013 23:41 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 29 июл, 2013 23:45 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 29 июл, 2013 23:53 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 29 июл, 2013 23:55 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 00:07 (UTC) - Развернуть
- vmenshov - 30 июл, 2013 00:18 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 00:32 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 02:35 (UTC) - Развернуть
- e_ciggy - 31 июл, 2013 20:04 (UTC) - Развернуть
realwired
30 июл, 2013 02:37 (UTC)
публиковать непроверенный лично шлак - не есть гут

типа пригласить гостей на шашлык на лужке, про который знаешь, что минное поле - "проходите, гости дорогие! после вас, только после вас!"

Edited at 2013-07-30 02:40 (UTC)
sarah_zitserman
30 июл, 2013 02:58 (UTC)
Вообще тот, кто написал статью, проверял. Просто нюансы действительно есть, но для каждого случая они свои.
У меня отход от инструкции был: я специально уточнила в ответах, что не переворачивала объектив, а пользовалась макрокольцами.
Ну, допустим, в данном случае это не играет роли.
И уточнила то, что штатив был слабый. Само собой, если на тушку навертеть столько всего, сколько пришлось навертеть мне, то для объектива нужен отдельный штатив (либо соответствующее крепление). У меня его нет, крепила подручными книгами.
Поэтому меня интересовал тут прежде всего программный вопрос - почему программа не заметила резкий кадр, а поставила на его место нерезкий ("Из стековых фото почти каждый, кроме пары начальных, имеет резкость в нужном месте. А ни одна программа их не "забирает" все в итоговое фото").

А то, что рельсы нужны, тут да...
- realwired - 30 июл, 2013 04:10 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 04:23 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 04:34 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 04:46 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 05:37 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 05:52 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 06:08 (UTC) - Развернуть
- ravvinoff - 30 июл, 2013 06:24 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 06:28 (UTC) - Развернуть
- sarah_zitserman - 30 июл, 2013 16:56 (UTC) - Развернуть
- ravvinoff - 30 июл, 2013 06:04 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 06:18 (UTC) - Развернуть
- ravvinoff - 30 июл, 2013 06:26 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 06:31 (UTC) - Развернуть
- ravvinoff - 30 июл, 2013 06:43 (UTC) - Развернуть
- realwired - 30 июл, 2013 06:48 (UTC) - Развернуть
- ravvinoff - 30 июл, 2013 07:17 (UTC) - Развернуть
- e_ciggy - 31 июл, 2013 20:06 (UTC) - Развернуть
e_ciggy
31 июл, 2013 20:05 (UTC)
тут даже видео дано процесса - мин нет!
(Удалённый комментарий)
newcopperbeard
7 авг, 2013 11:59 (UTC)
Ааааа!... Бедные букашечки! Я думал, их живьем снимают! Проснись, Гринпис! Поэтому (т.к. сам-то их снимаю только в естественной среде обитания) никак не мог врубиться, насколько же это надо зажать диафрагму, чтоб такую ГРИП получить, и какая д.б. выдержка при этом, чтобы шевеленки не было, ведь даже если инсект сидит неподвижно, и у тебя штатив, то обязательно растение ветром качнет! Поэтому и ГРИП у меня получается глубиной с муравья (видимого сбоку).

А мудрить с перевернтутым китовым объективом необязательно. Неплохой (и даже совсем) объектив для макросъемки - И-50У (от увеличителя "Юность"), его рублей за банку пива можно взять (http://newcopperbeard.livejournal.com/129134.html)

Edited at 2013-08-07 12:24 (UTC)
ravvinoff
7 авг, 2013 13:06 (UTC)
Гринпис спит) в фотографии есть еще много трюков, вместо молока бустилат или пва, вместо капелек воды капли глицерина, а пиво сперва выпьют, а потом стиральный порошок с подкрашенной водой льют)
sazhin64
9 авг, 2013 04:57 (UTC)
Пока читаю с мобилки, через неделю вернусь из отпуска и буду читать основательно. очень люблю фото насекомых
ravvinoff
9 авг, 2013 07:07 (UTC)
Я тоже сейчас с мобильного гаджета. Вернусь через неделю, будет много новый интересных постов
( 51 комментарий — Оставить комментарий )